- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и управленческая процедура
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001451 |
Тема: | Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и управленческая процедура |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и управленческая процедура 8 1.1. Понятие, цели и классификация инвентаризации 8 1.2. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета 18 1.3 Инвентаризация как управленческая процедура 26 Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и порядок проведения инвентаризации в ОАО «Мегафон Ритейл» 32 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Мегафон Ритейл» 32 2.2 Этапы проведения и документальное оформление инвентаризации 51 2.3 Порядок проведения инвентаризации в организации 69 Глава 3. Оценка эффективности инвентаризационной работы и отражение в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств в ОАО «Мегафон Ритейл» 84 3.1 Результаты инвентаризации и их отражение в учете 84 З.2 Оценка эффективности инвентаризационной работы и направления по ее совершенствованию 91 Заключение 94 Список использованной литературы 101 Приложения…………………………………………………………………………120 Введение Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п. В наше время инвентаризация уже не слово, а элемент метода бухгалтерского учета. Это его старейший метод. Любая учетная работа начинается с инвентаризации, то есть с описи имущества, которое принадлежит кому-то. И частные люди, и государство всегда проводили пересчет ценностей, чтобы узнать, умножаются или уменьшаются ресурсы частного хозяйства или страны. Еще в Египте в 3400-2980 гг. до н. э. каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества. Лишь во втором тысячелетии прерывная (дискретная) инвентаризация заменена текущим (перманентным) учетом, целью которого была проверка достоверности получений и выдачи серебра, хлеба и т. д. В Китае к VII-XIII веках н.э. сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. Поэтому только высшая администрация имела представление о реальном положении дел. В основе бухгалтерии древнего мира лежал учет фактов, основанный на инвентаризации и прямой регистрации имущества. С появлением косвенной регистрации объектов учета с применением первичных документов учетные сведения и фактическое положение дел перестали быть адекватными. Бухгалтерия становится только вероятной, а инвентаризации только указывают на репрезентативность информации.1 В середине XIX века бухгалтерский учет стал восприниматься как наука. Зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них, основанная на документах. Итальянский ученый Д’Альвизе сформулировал восемь общих принципов бухучета. Первый из них — достоверность: регистрация фактов хозяйственной жизни должна быть адекватной самим фактам; отсутствие достоверности порождает хаос. Контроль достоверности обеспечивается инвентаризацией, бухгалтерской процедурой, осуществляемой в целях управления предприятием. Первый идеолог и теоретик аудита Л. Р. Дикси, определяя аудит как работу, связанную с подтверждением правильности и объективности бухгалтерского баланса, полагал, что решается эта задача путем проверки документов и инвентаризации ценностей. Р.Годдард утверждал, что 9/10 всех хищений происходит по вине бухгалтеров. Средствами фальсификаций выступали операционные счета (расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п.), документы, которые подделывались, исправлялись, подчищались, а также «двойные книги», одни — для себя, другие — для внешнего употребления (одни черновые, но верные, другие беловые, но обманные). Одним из средств борьбы с фальсификацией рекомендовалась сплошная инвентаризация имущества, дебиторской и кредиторской задолженности.2 В России в XV-XVII веках основным принципом учета, в значительной мере сохранившимся по сей день, был приоритет интересов государства как главного собственника всего имущества. В те времена за каждый имущественный объект отвечало определенное лицо или группа лиц. Наказания за недостачи были весьма суровы — от порки до смертной казни. Иван Пересветов, известный публицист ХVI в., советовал в помещении складов прибивать к стенам «кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу». Позднее нравы смягчились, но в ХVII веке в России учет прихода и расхода были отделены, и контроль за ценностями обеспечивался инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а наоборот, учетные — с натуральными. Уже при Петре I были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций. Л. И. Гомберг, член-корреспондент Академического общества бухгалтеров в Париже и действительный член Международной ассоциации бухгалтеров считал целью инвентаризации установление «хозяйственной силы предприятия», но сама эта работа, по его мнению, должна относиться к администрации, а не к бухгалтерам. Впрочем, время показало, что нет такой работы. которую не пришлось бы выполнять бухгалтеру. Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество). Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации. Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации. Чтобы проверить эти расхождения нужен такой процесс под названием инвентаризация. Менялись времена, системы и способы бухгалтерского учета, но инвентаризация как один из важнейших учетных приемов не потерял свою актуальность и в настоящее время. Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета. Предметом данной работы является изучение инвентаризации как метода бухгалтерского учета и раскрытие понятия инвентаризации как управленческой процедуры. Объектом работы является ОАО "Мегафон Ритейл". Целью выпускной квалификационной работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации, а также раскрытие понятия инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета и управленческой процедуры. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. раскрыть понятие, цели и классификацию инвентаризации; 2. рассмотреть инвентаризация как способ первичного наблюдения и изучить связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета; 3. раскрыть понятие инвентаризации как управленческой процедуры; 4. изучить общий порядок проведения инвентаризации в организации, документальное оформление проверки, а также выявить результаты инвентаризации и их отражение в учете. Рассмотрение данного вопроса будет происходить на примере ОАО "Мегафон Ритейл". Будет проведена инвентаризация салона сотовой связи "Мегафон", находящийся по адресу Поволжский филиал ОАО "МегаФон Ритейл", г. Салават, ул. Ленина, 23. В процессе написание работы используются учебно-методические пособия, учебники, электронные ресурсы, а также научная и учебная литература, материалы стандартов по изучаемой теме, нормативные документы, которые составили информационную базу данной работы. Глава 1. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета и управленческая процедура 1.1. Понятие, цели и классификация инвентаризации Инвентаризация (от латинского inventarium - опись имущества) представляет собой периодическую проверку наличия числящихся на балансе объединения, предприятия, организации, учреждения ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета. Она позволяет осуществлять контроль за сохранностью материальных ценностей, выявлять и устранять возможные ошибки в учете и работе материально ответственных лиц, определять величину естественной убыли и уточнять учетные данные об остатках материальных и прочих ценностей. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.3 Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н) в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011«О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. (ред. от 28.12.2013) статье 12 пункту 2 проведение инвентаризации обязательно: * при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; * перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; * при смене материально ответственных лиц; * при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; * в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; * при реорганизации или ликвидации организации; * в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризации подвергаются основные фонды (средства), товарно-материальные ценности, затраты в незавершенном производстве, денежные средства, расчеты с поставщиками, заказчиками и другие статьи баланса. Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49) инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Кроме того, в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», указано, что в частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Сроки инвентаризации представлены в таблице 1.1. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года. Таблица 1.1 Сроки проведения инвентаризации Вид имущества и финансовых обязательств Срок проведения № счета Периодичность Основные средства Не ранее 1 ноября 01 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Капитальные вложения Не ранее 1 декабря 08 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки Не ранее 1 октября 20, 21, 23, 29 Один раз в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Молодняк животных на выращивании и откорме, птицы, кролики, звери и семьи пчел, а также подопытные животные Определено учетной политикой организации 11 Один раз в квартал Готовая продукция на складах Не ранее 1 октября 43 Один раз в год Товары на складах и базах промышленных товаров, в книжных магазинах Не ранее 1 октября 41 Один раз в год Товары на складах и базах продовольственных товаров Не ранее 1 октября 41 Один раз в год Товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли Не ранее 1 октября 41 Два раза в год Нефть и нефтепродукты Не ранее 1 октября 10, 41, 43 Один раз в месяц Драгоценные металлы и алмазы Не ранее 1 октября 10 Два раза в год Библиотечные фонды Определено учетной политикой организации 01 В порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами Сырье и прочие материальные ценности Не ранее 1 октября 10 Один раз в год Денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности Определено учетной политикой организации 50, 56, 006 Один раз в месяц Расчеты с банками по расчетным и другим счетам, ссудам и т.д. Определено учетной политикой организации 51, 52, 55 По мере получения выписок банка Расчеты по платежам в бюджет Определено учетной политикой организации 67, 68, 69 Один раз в квартал Расчеты с филиалами, вышестоящими организациями Определено учетной политикой организации На 1-е число каждого месяца Расчеты с дебиторами и кредиторами Определено учетной политикой организации 60, 62, 76 Два раза в год (но обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) Основными задачами инвентаризации являются:4 * проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса; * контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; * выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.; * выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; * проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; Таким образом, с помощью инвентаризации: 1. проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, 2. выявляются ошибки, допущенные в учете, 3. принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты, 4. контролируется сохранность хозяйственных средств, 5. выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи, 6. контролируется работа материально-ответственных лиц Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия. Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются: 1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям - штрафам за сокрытие прибыли. 2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально. 3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д. 4. Кражи, злоупотребления. 5. Недоверие к материально ответственному лицу. 6. Проведение ревизий, аудиторских проверок. 7. В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности. 8. По требованию судебно-следственных органов. В настоящее время существует разная классификация инвентаризаций. Общая классификация инвентаризации представлена на рисунке 1.1. Рис. 1.1 Общая классификация инвентаризации Самая же подробная была дана в 1934 г., как уже упоминалось, выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро Д'Альвизе. Он выделил восемь классификационных оснований: 5 * по объему; * по принадлежности; * по цели; по последовательности; * по субъекту; * по использованию данных; * по степени агрегирования; * по форме описи; * по способу (характеру) проведения. Разберем подробнее эти классификации. По объему, разделить инвентаризации очень трудно, так как совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один - тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности: * степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим; * частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации. Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной. По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д. Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии. По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют: а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных. Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах: 1. согласно плановому графику; 2. по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей; 3. при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж; 4. при переоценке ценностей. в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества; г) ликвидационные - связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач. По последовательности - одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.6 По субъекту выделяют инвентаризации: а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов; б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации. По использованию данных выделяют: а) информативные - необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде всего экономические цели; б) доказательные - применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация - информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например: а) частичная выборочная инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она; б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы. Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации. По степени агрегирования различают инвентаризации: а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей; б) интегральные - инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы. С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета. По способу проведения (характеру) выделяются три вида инвентаризаций: а) плановые, б) внеплановые, в) повторные. Плановые инвентаризации проводятся периодически согласно заранее разработанному главным бухгалтером и утвержденному руководителем торговой организации в начале отчетного года графику (плану) их проведения. Их называют также периода периодическими. Утвержденные графики должны храниться у главного бухгалтера и никто, кроме них, не должны знать об этом. Внеплановые инвентаризации проводятся вне графика (плана) по распоряжению руководителя вышестоящей организации или предприятия, в случае особой необходимости и во всех остальных случаях, непредусмотренных установленным графиком (планом) проведения инвентаризации. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в качестве проведённой инвентаризации. Существует контрольно - перепроверяемая инвентаризация. Такого рода инвентаризация проводится в том случае, если руководитель даёт задание проверить работу лиц, которые проводили инвентаризацию (как правило, проверяется 10 % имущества).7 Существует также деление инвентаризации по обязательности проведения. Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инициативная инвентаризация проводится по решению руководителя организации. По методу проведения инвентаризация бывает натуральная и документальная. Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, сканирования и т. п. Документальная инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов. 1.2. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, разрабатывает собственные способы исследования своего предмета. Совокупность таких способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Отдельные, конкретные способы являются составными частями метода, его элементами. Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни. В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение. Наряду с этими основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, то каждому из этих этапов присущи свои задачи. Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке. Таким образом, методы бухгалтерского учета представляют собой систему способов и определенных приемов, осуществляемых посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации. Классификация методов бухгалтерского учета представлена на рис.1.2. Рис. 1.2. Классификация методов бухгалтерского учета Как видно из рисунка, отдельные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или предоставляет данные, необходимые для последующей обработки. В то же время каждый из элементов метода бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию. Содержание отдельных методов показывает, что объекты отражаются в бухгалтерском учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями. Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные. Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности. Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета. Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации. Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы. Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом инвентаризация является продолжением документирования. Инвентаризация позволяет через проверку в «натуре» материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц. Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости. Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования. Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости. Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость. Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения. На каждый вид имущества и обяза....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Рассмотрение порядка ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начислений и кассового метода
- Основные моменты организации бухгалтерского учета в субъекте малого предпринимательства на конкретном примере и разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета
- Исследование особенностей бухгалтерского учета товаров торговой организации и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности системы бухгалтерского учета товаров